top of page

Род, падеж, склонение и число имен существительных

Все имена существительные в русском языке имеют род, падеж, число и склонение. Давайте разберемся, что они означают.


РОД ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО


1. Имена существительные принадлежат к одному из трёх родов: мужскому, женскому, среднему. Род существительного можно определить, согласовав с ним притяжательное местоимение мой (мужской род), моя (женский род), моё (средний род).


Например:

мой сын, мой воевода, мой занавес, мой домишко – мужской род, моя жена, моя стена, моя ночь – женский род, моё окно, моё небо, моё животное – средний род.


Кроме того, у большинства существительных, обозначающих людей, род можно определить по полу – мой подмастерье, мой дедушка (мужской род); моя мать, моя сестра (женский род).


2. Род неизменяемых существительных опреде­ляется следующим образом:


1) Род неизменяемых существительных, называющих людей, определяется по полу.

Например:

Храбрый идальго, изысканная леди.

2) Существительные, обозначающие профессии и род занятий, относятся к мужскому роду.

Например:

Военный атташе, ночной портье.

3) Неизменяемые существительные, называющие животных, относятся к мужскому роду, хотя при указании на самку могут употребляться как существительные женского рода.

Например:

Австралийский кенгуру, смешной шимпанзе, маленький колибри. НО может быть и так: шимпанзе кормила своих детёнышей.

Исключения: цеце, иваси – женский род.

4) Неизменяемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду.

Например:

Ночное такси, вкусное рагу, новое жалюзи.

Исключения: кофе, пенальти, сирокко (мужской род), авеню, салями (женский род).

3. Особую группу составляют существительные общего рода, которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола.


Например: Какой ты неряха! Какая ты неряха!


Существительные общего рода характеризуют лицо, обычно дают оценочную характеристику лицу, имеют окончания -а, -я и относятся к 1-му склонению:

Неряха, заводила, запевала, работяга, грязнуля, стиляга, пьяница, неженка, соня, плакса.


Некоторые существительные 2-го склонения с нулевым окончанием, называющие лиц по профессии (врач, профессор, доцент, шофёр и т.д.), хотя и могут использоваться по отношению к лицам женского пола, всё же являются существительными мужского рода!


4. Род существительных определяется по форме единственного числа. Если существительное не имеет формы единственного числа, его нельзя отнести ни к одному из трёх родов.

Например: ясли, макароны, брюки, вилы.

Существительные, употребляемые только во множественном числе, рода не имеют!

 

ЧИСЛО ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО


1. Большинство существительных имеют два числа -единственное и множественное. В форме единственного числа существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа – несколько предметов.

Например: карандаш (ед. ч.) – карандаши (мн. ч.); врач (ед. ч.) – врачи (мн. ч.).


2. Только одну форму (ед. или мн. числа) имеют вещественные, собирательные, отвлечённые и некоторые конкретные существительные.


1) Только форму единственного числа имеют:

1. большинство вещественных существительных;

Например:

Нефть, цемент, сахар, жемчуг, сметана, молоко.

2. большинство отвлечённых существительных;

Например:

Радость, добро, горе, веселье, краснота, бег, седина.

3. большинство собирательных существительных;

Например:

Учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора.

4. большинство имён собственных.

Например:

Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал.


2) Только форму множественного числа имеют:

1. некоторые вещественные существительные;

Например:

Чернила, опилки, очистки.

2. некоторые отвлечённые существительные;

Например:

Именины, выборы, нападки, козни, побои.

3. некоторые собирательные существительные;

Например:

Деньги, финансы, дебри.

4. некоторые имена собственные;

Например:

Каракумы, Карпаты, роман «Бесы».

5. слова, обозначающие парные предметы, то есть предметы, состоящие из двух частей;

Например:

Очки, брюки, сани, ворота, ножницы, клещи.

6. некоторые названия отрезков времени.

Например:

Сумерки, сутки, будни, каникулы.


У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется не только род, но и склонение!

 

ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ


В русском языке существует 6 падежей:

Чтобы правильно определить падеж существительного, необходимо:


1) найти слово, от которого зависит существительное, и задать от этого слова вопрос к существительному, причём лучше использовать одновременно оба вопроса.


Например: Он верил другу: верил [кому? чему?] другу – Д. п.


Форму И. п. обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.


Например: У меня есть [кто? что?] друг – И. п.


2) Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).


Например:

Я видел [кого? что?] друга – В. п.;

Здесь нет [кого? чего?] друга – Р. п.;

Я видел [кого? что?] фильм – винительный падеж;

В кинотеатре демонстрируется [кто? что?] фильм «Сталкер» – именительный падеж.


3) Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос следует задавать, используя этот предлог.


Например: Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу.


4) Предлог может быть отделён от сущ-го прилагательным, местоимением. Учтите, что предлог связан с существительным, а не с зависимым от существительного определением.


Например: Он ссорился со своим другом: ссорился [с кем? с чем?] с другом.


 

СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ


Изменение существительных по падежам и числам называется склонением.


Склонение изменяемых существительных определяется по форме именительного падежа единственного числа. Большинство существительных в единственном числе распределяются по трём типам склонения.

Неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ) склонения не имеют! Их число и падеж можно определить в словосочетаниях и предложениях по вопросу.


Например:

Он сидел [в ком? в чём?] в пальто – единственное число, предложный падеж;

Он пришёл [без кого? без чего?] без пальто – единственное число, родительный падеж.

Если существительное не имеет формы единственного числа, то оно не относится ни к одному из трёх типов склонения!

СВЕЖИЕ ПОСТЫ
ПОИСК ПО ТЕГАМ
Тегов пока нет.
АРХИВ
bottom of page